Сразу же после
завершения работы над «Финансистом» Драйзер принимается за работу над «Титаном»
- вторым романом «Трилогии желания». В романе писатель собирался показать деятельность
Фрэнка Каупервуда после переезда из Филадельфии в Чикаго.
Писатель
работал над романом полтора года. Для получения необходимых материалов Драйзер
ездил в Чикаго, собирая сведенья о пребывании там Чарльза Йеркеса , изучал
места, фигурирующие в будущем романе.
Сдав рукопись в
издательство, Драйзер в марте 1914 года отправился в Чикаго к своему другу
Эдгару Мастерсу. Здесь писатель заболел, и его положили на операцию.
Прикованный к постели, он получает из Нью-Йорка совершенно неожиданное
известие: издательство «Харперс» отказывается выпустить «Титана» в свет.
Драйзер не может понять в чем дело, - ведь издатели неоднократно читали роман,
одобрили его, и, более того, первый тираж книги – 8500 экземпляром – уже был
отпечатан. Конечно, можно было настоять на своих юридических правах. Но история
с изданием «Сестры Керри» все еще не была забыта. Оставался только один выход –
искать другого издателя.
За дело берутся
нью-йоркские друзья Драйзера – Анна Татум и Вильям Ленджел. Корректуры романа
рассылаются во все известные издательства - «Сенчюри», «Джордж Х. Доран», «Альфред А.
Кнопф» и другие, и отовсюду приходит отрицательный ответ, ни одно американское
издательство не берется за выпуск книги.
В чем же
причина? Издательство «Харперс» указывало на то, что «реализм романа – слишком
бескомпромиссный». Как отмечают биографы писателя, на самом деле издатели
опасались быть привлеченными к ответственности некоторыми близкими к Йеркесу
людьми, которые все еще занимали определенное положение в свете. В этой связи
упоминали жившую в Лондоне Эмилию Григсби, якобы послужившую прототипом для
образа Беренис Флеминг.
Долгие хлопоты
друзей писателя все же увенчались успехом: нью-йоркское отделение английского
издательства «Джон Лейн компани» согласилось выпустить роман в свет и выдало
писателю аванс в тысячу долларов.
«Титан» был
издан в мае 1914 года.
Писатель
возлагал на роман немалые надежды, надеясь с его выходом поправить свое
материальное положение. Однако «Титан» был встречен без энтузиазма. Критика
называла роман «нудным», описанную в нем историю «невозможной», героя его
«аморальным», а самого писателя – «ненормальным американцем». Неудивительно,
что после подобной критики книга расходилась слабо, гонорара не хватало даже,
чтобы рассчитаться за полученные авансы.
«…наблюдается
тенденция поставить все с ног на голову, - с горечью говорил писатель, -
ниспровергнуть тех, кто находится на высшей ступени интеллектуального развития,
в угоду предрассудков и глупости большинства. Все ради тех, кто стоит у власти…
»
Иллюстрированный
еженедельник «Лайф» в стихотворной рецензии на книгу отмечал, что «распутный
нрав» героя не позволяет отнести роман к числу реалистических произведений. «Поражение
успеха» - так называлась статья о романе, опубликованная в газете
«Индепендент». Многие печатные органы просто не заметили нового романа
Драйзера, и в результате рецензий на него появилось очень мало.
И только Генри
Менкен безоговорочно хвалил книгу. «Поверьте мне, - писал он Драйзеру в одном
из писем, - это лучшая вещь, которую вы когда-либо создали, за возможным
исключением «Дженни Герхардт», и то ее преимущество заключается в большем
эмоциональном обаянии… Ваш стиль стал… более преисполненным драматизма, более
изящным. Короче говоря, вы сочетаете изящество стиля с увлекательностью
изложения».
Глубоко
удрученный отсутствием спроса на «Титан», Драйзер отказывается от мысли
закончить трилогию и на долгие годы откладывает работу над третьей частью.
«Жизнь слишком
тяжела», - признается он в письме к Менкену.
|