Сайт поклонников творчества Теодора Драйзера

 

 

Библиография/"Титан"

Сразу же после завершения работы над «Финансистом» Драйзер принимается за работу над «Титаном» - вторым романом «Трилогии желания». В романе писатель собирался показать деятельность Фрэнка Каупервуда после переезда из Филадельфии в Чикаго.

Писатель работал над романом полтора года. Для получения необходимых материалов Драйзер ездил в Чикаго, собирая сведенья о пребывании там Чарльза Йеркеса , изучал места, фигурирующие в будущем романе.

Сдав рукопись в издательство, Драйзер в марте 1914 года отправился в Чикаго к своему другу Эдгару Мастерсу. Здесь писатель заболел, и его положили на операцию. Прикованный к постели, он получает из Нью-Йорка совершенно неожиданное известие: издательство «Харперс» отказывается выпустить «Титана» в свет. Драйзер не может понять в чем дело, - ведь издатели неоднократно читали роман, одобрили его, и, более того, первый тираж книги – 8500 экземпляром – уже был отпечатан. Конечно, можно было настоять на своих юридических правах. Но история с изданием «Сестры Керри» все еще не была забыта. Оставался только один выход – искать другого издателя.

За дело берутся нью-йоркские друзья Драйзера – Анна Татум и Вильям Ленджел. Корректуры романа рассылаются во все известные издательства -  «Сенчюри», «Джордж Х. Доран», «Альфред А. Кнопф» и другие, и отовсюду приходит отрицательный ответ, ни одно американское издательство не берется за выпуск книги.

В чем же причина? Издательство «Харперс» указывало на то, что «реализм романа – слишком бескомпромиссный». Как отмечают биографы писателя, на самом деле издатели опасались быть привлеченными к ответственности некоторыми близкими к Йеркесу людьми, которые все еще занимали определенное положение в свете. В этой связи упоминали жившую в Лондоне Эмилию Григсби, якобы послужившую прототипом для образа Беренис Флеминг.

Долгие хлопоты друзей писателя все же увенчались успехом: нью-йоркское отделение английского издательства «Джон Лейн компани» согласилось выпустить роман в свет и выдало писателю аванс в тысячу долларов.

«Титан» был издан в мае 1914 года.

Писатель возлагал на роман немалые надежды, надеясь с его выходом поправить свое материальное положение. Однако «Титан» был встречен без энтузиазма. Критика называла роман «нудным», описанную в нем историю «невозможной», героя его «аморальным», а самого писателя – «ненормальным американцем». Неудивительно, что после подобной критики книга расходилась слабо, гонорара не хватало даже, чтобы рассчитаться за полученные авансы.

«…наблюдается тенденция поставить все с ног на голову, - с горечью говорил писатель, - ниспровергнуть тех, кто находится на высшей ступени интеллектуального развития, в угоду предрассудков и глупости большинства. Все ради тех, кто стоит у власти… »

Иллюстрированный еженедельник «Лайф» в стихотворной рецензии на книгу отмечал, что «распутный нрав» героя не позволяет отнести роман к числу реалистических произведений. «Поражение успеха» - так называлась статья о романе, опубликованная в газете «Индепендент». Многие печатные органы просто не заметили нового романа Драйзера, и в результате рецензий на него появилось очень мало.

Генри МенкенИ только Генри Менкен безоговорочно хвалил книгу. «Поверьте мне, - писал он Драйзеру в одном из писем, - это лучшая вещь, которую вы когда-либо создали, за возможным исключением «Дженни Герхардт», и то ее преимущество заключается в большем эмоциональном обаянии… Ваш стиль стал… более преисполненным драматизма, более изящным. Короче говоря, вы сочетаете изящество стиля с увлекательностью изложения».

Глубоко удрученный отсутствием спроса на «Титан», Драйзер отказывается от мысли закончить трилогию и на долгие годы откладывает работу над третьей частью.

«Жизнь слишком тяжела», - признается он в письме к Менкену.

  


@Mail.ru