на сайте dreiser1871.narod.ru

Теодор Драйзер "Гений"
(полный текст)


"БУНТ"


“Мне больше всего нравится “Гений”. Я вложил в него большую часть самого себя ”

Т. Драйзер


                                                                   ГЛАВА XXX. ЭПИЛОГ.

     Метафизика  часто  служит  нам  желанным прибежищем в поисках душевного
равновесия  и  моральной  опоры,  хотя  не  всегда это так, и все зависит от
того,  к  чему  склоняют  человека  его  симпатии и жизненный опыт. Жизнь на
каждом  повороте  теряется  в  неведомом, и в памяти остаются лишь важнейшие
вехи  на пройденном пути, а потом и они исчезают. Может показаться странным,
что  Юджин, разбитый физически и нравственно, на какое-то время заблудился в
тумане  религиозных  измышлений,  но  такие  вещи  бывают  с людьми, которых
сильно  потрепало бурей. В религии они ищут спасения от самих себя, от своих
сомнений и отчаяния.
     Если  бы  меня  спросили,  что  такое  религия,  я  бы  сказал, что это
примочка,  накладываемая  человеком на душевные раны, что это раковина, куда
он   заползает,   чтобы   укрыться   от   неизбежного,   вечно  изменчивого,
беспредельного.  Все  мы  ищем чего-то безусловного и создаем его себе, если
не  находим.  Религия как будто дает жизни некий постоянный адрес, этикетку,
но  это  лишь самообман. И снова мы возвращаемся к таким извечным проблемам,
как  время,  пространство и безграничный разум - но чей? Ибо это - то самое,
во что мы неизбежно упираемся и куда относим все, что нам не надо познать.
     Однако  потребность  в  религии  не  является чем-то постоянно присущим
человеку,  как,  впрочем, и остальное в жизни. Стоит ему выздороветь, и душа
его  оказывается  во  власти  прежних  иллюзий.  В  жизнь Юджина снова вошли
женщины  -  а  как  вы  думали?  -  быть  может,  привлеченные его грустью и
одиночеством,   когда,  надломленный  пережитой  трагедией,  он  стал  снова
показываться   в   обществе.  Но  теперь  он  принимал  их  внимание  скорее
скептически,  хотя и не всегда оставался к нему равнодушен. Женщины, которых
он   встречал   у   знакомых,   зрелые   матроны  и  юные  девушки,  мечтали
заинтересовать  его  и  не хотели и слышать об отказе. Тут были и актрисы, и
художницы,  и  бездарные  поэтессы,  певицы из варьете, журналистки и просто
бездельницы.  Задушевные  беседы,  переписка  и встречи иногда приводили и к
более  интимным  отношениям, которые кончались так же, как и все предыдущие.
Так,  значит, Юджин не изменился? Да нет, не слишком. Он только закалил свои
чувства  и  разум,  закалил  для  жизни  и  работы. Снова бывали в его жизни
бурные  сцены,  слезы  расставания, отречения, холодные встречи, - но где-то
за  всем  этим,  под крылышком у Миртл, жила маленькая Анджела - его опора и
утешение.
     Для   всякого   постороннего   взгляда  Юджин  был  теперь  художником,
язычником  до  мозга  костей,  который  читал  Библию  ради  красот стиля, а
Шопенгауэра,  Ницше, Спинозу и Джемса - ради тех жизненных тайн, которые они
ему  приоткрывали.  В  своей дочурке он видел обаятельное существо и в то же
время  предмет,  достойный  изучения.  Он  с любовью и интересом наблюдал за
девочкой,  в  которой  уже различал кое-что свое и кое-что Анджелино, гадая,
что  из  всего  этого  получится.  Какая она будет, когда вырастет? Будет ли
искусство  что-нибудь  значить  для  нее?  Она  казалась  ему  такой смелой,
веселой, своенравной.
     - Дочка у тебя изрядный тиран, - говорила ему Миртл.
     И он с улыбкой отвечал:
     - Ничего не поделаешь, попробую как-нибудь с этим справиться.
     Он  тешил  себя  мыслью,  что  если  он и маленькая Анджела со временем
поймут  друг  друга  и если она не слишком рано выйдет замуж, он постарается
создать  для  нее  прекрасный  дом. А может быть, и ее муж согласится жить с
ним под одной крышей.
     Последняя  сцена  нашей повести приводит читателя в студию в Монтклере,
где  обосновался  Юджин  и  где Миртл, переселившаяся к нему вместе с мужем,
вела  его  хозяйство,  а  маленькая  Анджела  не давала ему скучать. Однажды
поздно  вечером  Юджин  сидел  у  камина,  углубившись  в  книгу,  как вдруг
прочитанная   фраза   или  отрывок  привели  ему  на  память  одно  место  в
примечательных   главах  "О  непознаваемом"  из  работы  Спенсера  "Факты  и
комментарии",  и  он  встал, чтобы разыскать его. Порывшись, он нашел нужный
том  и  с  удовлетворением  прочитал  эти  строки,  настолько  созвучные его
собственным  взглядом  и  настроениям. И поскольку отрывок этот так пришелся
по душе Юджину, я приведу его здесь:
     "Если  от  нас  скрыта сущность вещей, воспринимаемых нашими чувствами,
то  тайны  мироздания  еще  более  нам  недоступны,  ибо  если  первые могут
считаться  - и действительно считаются - объяснимыми либо в свете гипотезы о
сотворении  мира,  либо  в  свете  учения  об  эволюции,  то  ко  вторым это
неприменимо.  Как  верующий,  так  и  скептик  должны  сойтись  на  том, что
пространство   извечно   и   никем   не   создано,   и  что  оно,  наоборот,
предшествовало  сотворению  мира,  буде  такое  действительно  имело  место.
Следовательно,  если бы мы и проникли в тайну бытия, это не разрешило бы для
нас  многих других, еще более недоступных и темных загадок. То, что мыслится
нами  как  предшествовавшее  всякому  творению и всякой эволюции, ставит нас
перед  загадками,  которые еще меньше поддаются нашему познанию, чем явления
мира  видимого  и  осязаемого.  Мысль  о мире, который, будучи исследован со
всех  сторон  и, казалось бы, до конца, таит в себе неисследованную область,
по  сравнению  с  которой  часть,  доступная  нашему воображению, бесконечно
мала,  -  мысль  о  пространстве,  по  сравнению  с которым наша неизмеримая
звездная   система   сжимается  до  ничтожных  размеров,  -  эта  мысль  так
грандиозна,  что  наш  ум  не  вмещает ее. За последние годы представление о
бесконечном  пространстве, не имеющем ни начала, ни причины, - пространстве,
которое  всегда  существовало и будет существовать, вызывает во мне чувство,
подобное страху".
     "Вот   это,  -  мысленно  произнес  Юджин,  оглядываясь,  так  как  ему
послышался   легкий  шорох  за  дверью,  -  вот  это  поистине  самое  ясное
утверждение  ограниченности  человеческого  познания,  какое мне приходилось
встречать".
     И  тут  он увидел на пороге маленькую Анджелу в широкой пижаме, немного
похожей  на  костюм  Пьеро,  и  улыбнулся,  так  как  шалости  и уловки этой
своенравной молодой особы были ему хорошо знакомы.
     - Ты  зачем  сюда  пришла?  - спросил он с напускной строгостью. - Тебе
давно пора спать. Вот узнает тетя Миртл, попадет тебе!
     - Мне  не  спится,  папочка, - ответила ему маленькая плутовка, которой
очень  хотелось еще немного посидеть с ним у камина, и она быстро побежала к
нему через комнату, чтобы приласкаться. - Подними меня, папочка!
     - Знаю  я,  как тебе не спится, жулик ты этакий! Просто хочешь, чтобы я
укачал тебя на руках. А ну-ка, живей в постельку!
     - Ой нет, папочка!
     - Ну  уж  ладно,  иди  сюда, - и, взяв ее на руки, Юджин снова уселся у
камина. - А теперь изволь спать, или я сейчас же отнесу тебя в кроватку.
     Девочка  свернулась  клубочком, положив ему на руку золотистую головку.
А  он  смотрел  на  это личико и думал о том, как бурно было ее появление на
свет.
     - Мой цветочек! - сказал он. - Милая моя крошка!
     Она  не  отозвалась.  Немного  погодя  он уложил ее, сонную, в постель,
тщательно  подоткнул одеяльце, а затем вернулся к себе и вышел на побуревшую
лужайку.  Ноябрьский  ветер  шелестел  в  безжизненно повисших и почерневших
листьях  деревьев.  Над головой мерцали звезды - величественный пояс Ориона,
таинственные  созвездия  обеих  Медведиц  и  та  далекая туманность, которую
именуют Млечным Путем.
     "Где  во  всем этом - в бесконечности материи - Анджела? - подумал он и
провел  рукою  по волосам. - И где будет то, из чего состою я? Как хаотична,
но  как  прекрасна  жизнь!  Сколько  в  ней разнообразия, сколько нежности и
суровости. Она словно яркая симфония!"
     Он  глядел  в  сверкающую  бездну  пространства,  и  прекрасные  образы
рождались в его душе.
     "Как хорошо сегодня шумит ветер", - подумал Юджин.
     И он тихонько вернулся в дом и запер дверь.



          

Сканирование и проверка текста : HarryFan, 20 March 2001
Подготовка к WEB-публикации: Корнейчук Дмитрий, 2004 год

 

Теодор Драйзер "Гений" - полный текст романа


@Mail.ru