Главная Биография Фотоальбом Библиография X-files
"Жизнь - это любовь"
Т.Драйзер
Слово Драйзеру

Теодор Драйзер
"Борьба за существование"
статья


Один садовод-любитель с Запада заявил, что растения способны чувствовать, правда, не слишком отчетливо, так же как устрицы, некоторые виды слизняков и улиток, и что они могут ощутить доброту и внимание, подобно некоторым простейшим. Это вполне очевидная истина для ученых и философов, которые длительное время исследовали низшие формы жизни, стремясь постичь закономерности развития природы с начала ее эволюции. Весьма отрадно, что их научные открытия благодаря книгам, альманахам, журналам и газетам сделались достоянием всех граждан и дали добрые всходы в умах масс, способствуя лучшему пониманию того, что есть доподлинная жизнь. Если вы осознали полностью, что бытие животных и растений подчиняется одним и тем же законам; если даже самым заурядным людям известно, что растения делятся на мужские и женские особи и появляются на свет так же, как животные, и что они способны влюбляться и кокетничать особым, изящным образом - растение иногда может отвергнуть пыльцу от одного растения своего вида и принять ее от другого, которое находится на значительном расстоянии от него, но к которому оно ощущает влечение, — сердце ваше преисполнится благоговения перед чудом жизни во всех ее проявлениях. Если человек трудится, чтобы обеспечить себя одеждой, пищей и кровом, мы называем его разумным; если же растение прочно цепляется за землю корнями или же источает сладкий, липкий сок, привлекающий к нему мошкару и жуков, благодаря которым оно существует, мы называем это всего лишь инстинктом. Если человеку нанес рану его собрат, мы назовем это преступлением, ибо тогда он обречен истечь кровью и скончаться в мучениях. Если душа его уязвлена и он терзается, горюет, мы говорим, что он жертва оскорбления, и сочувствуем ему. Те, кто вредят ближним своим, но нашему убеждению, жестокосердные преступники. Но вспомните: если ранить растение, оно даст понять, что ему больно. Порежьте его ножом - оно начнет кровоточить. Обрубите ему ветви — и оно увянет. Если его потревожить, оно сразу начнет сохнуть и умирать, и это отразится на его внешнем виде. Многие растения весьма чутки к простому прикосновению. Стоит дотронуться до него пальцем, и оно встрепенется, как испуганная птица. Но ранить растение - совсем не преступление, считают люди, ибо для них оправданно все, что не вредит существу, им подобному. Для них не существует понятия греха, кроме того, что их собратьями по разуму из чувства самосохранения названо грехом.

Однако если человек не осознает, что его поведение по отношению к существам, стоящим ниже на ступенях эволюции, неправильно, то он никак не сумеет пройти по жизни, не причинив ущерба тем созданиям, которые окажутся на его пути, будь то люди или животные. Прежде всего, самый факт его появления на свет уже является угрозой жизни; он не может расти, не будучи зависим от других, не заставляя трудиться в поте лица тех, кто обязан о нем заботиться. Он не может питаться, не убивая кого-то - животных или растения, составляющие его пищу. Он не согреется, пока не отнимет у хлопка его коробочки, а у овец - их шерсть. Он не может ступать по земле и не топтать безжалостно цветы и травы, не стирать каменистую почву. Во имя его жизни должно погибнуть все - овощи, плоды, цветы и животные. Надо взорвать горы, чтобы иметь камень для постройки его жилища, надо вырубить леса, чтобы красота резного дерева могла радовать в доме его глаз. Он должен победить там, где другие терпели неудачи, должен вытеснить слабых и немощных, погубить надежды и чаяния других, как и он стремящихся к успеху, и так далее — до самой смерти. Это закон, холодный, жестокий закон самосохранения, и все вынуждены ему следовать и либо упорно пробиваться вперед, либо погибнуть. Горько сознавать, что таков закон жизни, но, однако, это неизбежность. И честь и слава тому, кто бьется мужественнее всех, но способен также проявить милосердие и пролить слезу сострадания о тех, кто побежден.


Сканирование:
Корнейчук Дмитрий(2005)
Редактирование:
Корнейчук Дмитрий
Перевод:
О.Метлина
Год издания:
1896

 


@Mail.ru