Главная Биография Фотоальбом Библиография X-files
"Жизнь - это любовь"
Т.Драйзер
Слово Драйзеру

Теодор Драйзер
"Чтение для самообразования"
статья


Да не будет это расценено как выпад против чтения романов, но давайте представим себя читателями иного рода литературы. Естественно предположить, что вы читаете, чтобы заставить себя думать, хотя некоторые читают исключительно ради удовольствия; правда, таких немного, и жизнь устроена не для искателей развлечений. Если вы читаете с целью расширения кругозора, любые книги заслуживают рекомендации, ибо нельзя, много читая в определенной области знания, не обнаружить истины, справедливые, способные обогатить наш ум. Подобное чтение полезно, если подходить к нему с общезначимой точки зрения. Но если встать на позицию более догматическую, исходя из того, что жизнь нуждается в улучшении, что человек - ее часть и, следовательно, должен совершенствоваться, чтобы гармоничней вписаться в непрерывно меняющееся мироздание, в этом случае следует согласиться, что далеко не всякое чтение полезно. С данной точки зрения предпочтительна литература самого высокого класса, т. е. та, которая поможет вам прийти к выводам относительно обязанностей, налагаемых на нас самим фактом нашего существования.

Не подумайте, однако, что отсюда вытекает призыв к чтению греческих и римских классиков или старых европейских мастеров - отнюдь нет. Не считайте также, что Шекспир, Мильтон и другие поэты меньшего калибра будут горячо вам рекомендованы. Ни в коей мере. Вам не следует читать никого из них, и самое разумное для вас даже не пытаться этого делать до тех пор, пока вы не отобрали произведения, открывающие доступ к более специфическим сферам человеческого знания.

Представьте себе, что, вместо того чтобы посвятить несколько часов "Диалогам кукол" или "Желтому Астеру" или любой другой книге из сотни подобных блистательных и мудрых сочинений, привлекших ваше внимание, вы обратитесь к иным, популярным, доступным трудам по астрономии, ботанике, химии, физике и другим наукам, столь активно издающимся в наше время. Вы сумеете извлечь некоторые сведения из области цветов и злаков, камней и минералов и их свойств, сведения относительно положения Земли — включающей в себя подобные элементы - по отношению к Солнцу и другим мирам, благодаря которым ночи прекрасны. После короткого знакомства с этими вопросами не покажется ли вам приятным приступить к ранней истории человечества, описанной Роулинсоном в его "Семи великих царств", и приобрести скромные познания о том, как люди осваивали этот мир и его богатства? Затем, узнав о первых человеческих цивилизациях, о прогрессе, осуществленном лучшими, наиболее сильными и способными среди людей в Древней Греции, как это описал Грот, обратимся к истории Рима в блистательном изложении Гиббона; далее, через историю Средних веков, изложенную Халламом, перейдем к современности, о которой нам поведают труды Гизо и Фруда и еще одного-двух ученых.

Подобным образом заложив основы некоторых представлений о нашей сегодняшней действительности, имело бы смысл эти представления закрепить, углубить с помощью трудов Навье, который поведает нам о камнях и залежах сланца, мела и угля, находящихся под нами. Можно обратиться и к работам Дарвина, Хаксли и Тиндала, посвященным теориям развития всего живого, начиная с того времени, когда земля представляла собой огненный шар, а небо - сверкающую бронзового цвета радугу, осыпанную звездами, создающими столь яркое сияние, которое сегодня нам трудно представить. И после прочтения всех этих книг разве не интересно было бы увидеть картину Вселенной в изложении Спенсера, сформулировавшего ряд блистательных законов, согласно которым все живое и неживое развивалось и оформлялось, в то время как жизнь все усложнялась, обретая еще большую красоту, в то время как архитектура, скульптура, живопись и музыка обогащались параллельно с тысячами других аспектов нашей сегодняшней науки?

Если вы следовали в своем чтении подобному несложному принципу, вам нетрудно представить себе, что, взявшись за такую поэму, как "Потерянный рай" или "Паломничество Чайльд Гарольда", вы найдете ее не только ясной, но и подлинно прекрасной, и при этом вам откроется более общий универсальный смысл произведения. И вы увидите, прочитав роман, что сказанное в нем вам уже известно, и вы испытаете удовольствие от того, что сумеете вынести о нем собственное суждение, определить в нем ложное и истинное согласно вашим понятиям о жизни. Разве вся литература не станет тогда для вас еще более пленительной, ибо те или иные мысли, вызванные прозаиками и поэтами, доставят вам удовольствие, будучи соотнесенными с вашими знаниями, совпадая или не совпадая с ними? Конечно, существует множество красивых и удивительных вещей, о которых мы имеем лишь туманное представление и которые при желании могли бы нас заинтересовать. Почему не поразмышлять о них? Романы, думается, могут подождать, но, когда мы вернемся к ним спустя некоторое время, вернемся умудренными и более зрелыми, они покажутся нам еще лучше, чем сегодня, если это романы действительно неплохие. Если же это слабые произведения, то, обогащенные глубокими знаниями, вы не станете слишком сетовать на их авторов. Так почему бы нам сейчас же не начать?


Сканирование:
Корнейчук Дмитрий(2005)
Редактирование:
Корнейчук Дмитрий
Перевод:
Б.Гиленсона
Год издания:
1896

 


@Mail.ru