Пресса в нашей стране — это особый мир, к тому же неуязвимый для внешних сил, готовый одолеть зло, в нем заключенное. Люди, как правило, побаиваются газет; я имею в виду тех, для кого собственные дела поистине священны; ни один человек, если брать сферу частной жизни, не решится бросить вызов печатным органам, пользующимся властью и авторитетом в обществе. В подобной ситуации газеты печатают все, что заблагорассудится, а люди продолжают их читать, радуясь любой новости, и оплачивают их, не задумываясь, что многое, публикуемое на этих страницах, не просто выдумано, но и лишено здравого смысла. Читатели не раз были свидетелями того, как газеты укреплялись, становились всесильными, видели, как в них укоренялись тщеславие, самомнение, жажда сенсаций, и были не в состоянии всему этому противостоять, ибо, как говорилось выше, пресса - это особый мир, неуязвимый для внешних сил.
В свете такого положения вещей отрадно, что протест против культа сенсаций и тщеславия, против бахвальства и аморализма исходит не от внешних сил, а зреет внутри самого мира прессы. Некоторые газетчики заняли твердую позицию по данному вопросу и стали призывать собратьев-журналистов решительно следовать их примеру. Нам часто приходится слышать о "преступной хронике", о "ловцах сенсаций", и никого уже не удивляет, когда в одном журнале решительно изобличаются ошибки, допущенные в другом, причем это далеко не всегда соперничающие издания. Газеты городов, расположенных далеко друг от друга, начинают полемизировать, печатный орган в Чикаго не раздумывая нападает на журналы в Нью-Йорке и Сент-Луисе или наоборот.
Все это, вероятно, содействует распространению правдивой информации, ибо в наших современных газетах скопились горы инсинуаций и материалов о преступлениях. Некоторые журналы стремятся к процветанию, демонстрируя заботу о человеке, хотя на деле их движущим мотивом остается алчность. Они играют роль поборников прав человека, ибо знают, что большая часть сражений, в которые они вмешиваются, проиграны народом, в силу чего их вопли не могут причинить никакого вреда. Они создают себе широкую рекламу, когда в судах и других оплотах правосудия выступают в роли защитника несчастных созданий от несправедливости закона, ибо знают, что выбрали себе подзащитных не без хитрости, с тем чтобы завуалировать подлинный характер борьбы и присвоить себе лавры. Они поддерживают интересы церкви не из-за уважения к религии, а для того чтобы заполучить подписчиков из среды людей с ханжеским образом мыслей. Они ратуют за интересы трудящихся отнюдь не ради победы трудящихся, а с целью привлечь и завоевать читателей из рабочей среды. Они выступают поборниками справедливости и несправедливости, правды и лжи, богатых и бедных в зависимости от того, что диктуют им в данный момент их деловые интересы. Их цель — обслужить как можно более широкие слои населения, не позволяя им конфликтовать друг с другом и не причиняя ущерба собственному престижу и прибылям.
Таков один из аспектов газетного мира, каким он нам видится, олицетворяемый сотнями так называемых завлекательных, несущих информацию журналов. Конечно, бывают исключения. То здесь, то там появляются замечательные люди, включающиеся в борьбу во имя человека на поприще журналистики, поборники правды, милосердия, благородства, которые не станут поддерживать любое дело, любых лиц, даже если им это сулит горы золота. Всюду, в каждом деле, встречаются настоящие люди, которые великолепны в своем равнодушии ко всему, кроме правды и чистоты, как они им представляются; и мир перед ними в неоплатном долгу. Но, подобно философам и поэтам, их немного, в то время как мир прессы кишит деятелями самого алчного и низкого пошиба.
|
Сканирование:
|
Корнейчук Дмитрий(2005)
|
Редактирование:
|
Корнейчук Дмитрий
|
Перевод:
|
О.Метлиной
|
Год
издания:
|
1896
|
|