Обосновавшись в своей
комнате, из которой
открывался вид на реку
Гудзон, Драйзер полностью
ушел в работу над «Дженни
Герхардт». Работа
продвигалась довольно
быстро, и вскоре роман был
закончен.
Передав «Дженни Герхардт»
издательству «Харперс»,
Драйзер начал работать
одновременно над двумя
новыми романами – «Гений»
и «Финансист». Он был так
увлечен своими творческими
замыслами, что сообщал
своему другу Менкену : «Я
намереваюсь написать еще
три книги ( после «Дженни»
) …затем, если романы не
принесут мне денег,
собираюсь редактировать
еженедельный журнал.
Думаю, что я смогу писать
по книге каждые шесть
месяцев, поэтому я не
останусь слишком долго вне
сферы редакторской
деятельности, если,
конечно, мое нынешнее
занятие не принесет мне
достаточно доходов ».
Вышедшая в свет в
октябре 1911 года
«Дженни Герхардт» в целом
была встречена критикой
благожелательно.
В 1912 году Драйзер
совершает поездку по
Европе. Посещает Англию,
Францию, Италию, Германию,
Голландию.
В апреле 1912 года
возвратившись в Нью-Йорк,
Драйзер возобновляет
работу над «Финансистом».
За материалом для книги он
едет в Филадельфию.
В конце июня писатель
снова обосновался в
Нью-Йорке,
поселившись
с женой в квартире на
Бродвее. Работа над
романом продвигалась
успешно – 2 июля ушли в
набор первые 350 страниц,
а к концу августа он был
закончен. В
октябре 1912 года
«Финансист» вышел в свет.
Судьба Фрэнка Каупервуда
настолько захватывает
писателя, что после выхода
«Финансиста» он сразу же
принимается за работу над
«Титаном» - вторым романом
«Трилогии желаний». В
декабре 1912 года Драйзер
едет в Чикаго, где на
месте собирает маиериалы о
деятельности Чарльза
Йеркеса, после его
переезда из Филадельфии в
Чикаго.
В Чикаго Драйзер в целях
экономии жил на квартире
своего приятеля Вильяма
Ленджела, ему приходилось
экономить практически на
всем. Он трудился целыми
днями, не позволяя себе ни
минуты отдыха.
Возвратившись в Нью-Йорк и
продолжая работать над
«Титаном», Драйзер летом
1913 года пишет
одноактовую пьесу «Девушка
в гробу», в которой
затрагивает тему отношений
между общественным долгом
и личными чувствами
человека.
Действие пьесы
происходит
во время
забастовки.
Неожиданно у лидера
забастовки Магнета
от
аборта
умирает незамужняя дочь.
Магнет бросает
руко
водство
забастовкой, все
его помыслы
направлены на
по
иски любовника дочери.
Другой организатор
забастовки,
Фергюсон, убеждает Магнета
в том, что ои не имеет
пра
ва оставлять рабочих в
ответственный
момент,
и гово
рит, что сам он также
потерял любимого
человека, но
горе не сломило его.
Магнет поддается его
уговорам.
Пьеса кончается тем, что
оставшемуся у гроба
девушки
Фергюсону
передают кольцо умершей —
он-то и был ее
любовником.
Опубликованная
в октябрьском номере
журнала «Смарт сет»
за 1913 год пьеса не
привлекла серьез
ного внимания ни
критики, ни
театральных трупп,
и только Менкен
хвалил ее.
Осенью
же
1913 года Драйзер
окончательно
разрывает
отношения со своей женой
Джаг и на какое-то время
находит пристанище в квартире
переехавшей в Нью-Йорк из
Чикаго Киры Маркхам
(актрисы, с которой он
познакомился в Чикаго).
Финансовое положение его
оставляет желать много
лучшего. Вышедший в свет в
ноябре 1913 года
«Сорокалетний
путешественник» (заметки о
поездке в Европу)
был радушно
встречен критикой, но
расходился плохо и
не принес
писателю никакого
заметного дохода.
«Думаете ли
вы, — писал Драйзер в
январе 1914 года Менкену,
— что когда-нибудь для меня наступит
такое время, когда я смогу
жить
на доходы с моих книг, или
все это блеф, и мне
лучше
оставить занятие
литературой? Я готовлюсь
приступить
к
поискам работы. Ваш
приближающийся к
пропасти».
«Безусловно,
наступит
время,
когда
ваши романы бу
дут
содержать вас,
— убеждал писателя
Менкен. — Я думаю,
что
это время
не за
горами.
«Титан» с его
мелодраматичностью должен
иметь и литературный
и коммерческий успех. И как только
вы уйдете из
издательства
«Харперс», все ваши книги
начнут расходиться
лучше».
В марте 1914 года Драйзер
снова едет в Чикаго, где
возобновляет знакомство с
поэтом
Эдгаром Мастерсом, который
позднее
вспоминал,
что он был « поражен силой
ума Драйзера, его глубоким
пониманием людей, городов,
самого существа жизни. Я
никогда не встречал
другого человека, который
бы
знал так
много об этих вещах, как
Драйзер… »
В Чикаго Драйзер заболел,
и его положили на
операцию. Прикованный к
постели, он получает из
Нью-Йорка совершенно
неожиданное известие:
издательство «Харперс»
отказывается выпускать
«Титан» в свет.
Благодаря помощи друзей,
«Титан» все же появился на
книжных прилавках в
мае 1914 года. Роман
был встречен критикой и
читателями без энтузиазма.
Глубоко разочарованный тем
приемом, который был
оказан «Титану», Драйзер
отказывается от своей
первоначальной идеи
закончить трилогию и на
долгие годы откладывает
работу над третьей
частью.
Начиная с июля 1914 года
писатель
вместе с
Кирой Маркхам
занимает
двухкомнатную квартиру
убогого трехэтажного
здания на Десятой улице в
Гринвич-Вилледж.
Единственное украшение
квартиры – большой
письменный стол,
переделаный из рояля Поля,
умершего брата
Драйзера.
Гринвич-Вилледж был
неординарным районом.
Среди его обитателей были
социалисты и радикалы,
анархисты и марксисты.
Здесь можно было встретить
поэтов и музыкантов,
артистов и прозаиков. Одни
жили здесь, другие
проводили время в
многочисленный
ресторанчиках и пивных.
Драйзер привязался к этому
району и прожил здесь пять
лет.
Драйзер ежедневно работал
с 9 утра до 4 часов дня, и
друзья хорошо знали, что в
эти часы бесполезно
пытаться оторвать его от
письменного стола. Среди
постоянных жителей
Гринвич-Вилледж писатель
выделялся своей
застенчивостью, отлично
сшитыми костюмами и
безукоризненно свежими
рубашками.
Он упорно продолжает
работать над «Оплотом», а
также заканчивает
переработку первого
варианта «Гения». Несмотря
на свою занятость и
тяжелое материальное
положение, Драйзер
стремится помочь своим
чикагским друзьям,
пытается найти издателей
для романа Шервуда
Андерсона и поэта Эдгара
Мастерса.
Друзья хорошо знали, что
Теодор всегда придет на
помощь в трудную минуту.
Вильям Ленджел и через
полстолетия не мог забыть,
как Драйзер вместе с ним
ходил в больницу, где у
Ленджелов на третий день
после родов умерла дочь,
просиживал там часами,
успокаивал Ленджела и его
жену.
Летом 1915 года земляк
Драйзера
художник-иллюстратор
Франклин Бутс предложил
писателю совершить
совместное путешествие по
родному штату Индиана и
издать книгу путевых
очерков с текстом Драйзера
и рисунками Бутса. Драйзер
знал художника уже более
10 лет – они познакомились
в 1904 году, когда вместе
работали в газете
«Нью-Йорк дейли ньюс».
Идея Драйзеру понравилась,
и в середине августа
Драйзер и Бутс отправились
на машине в путешествие по
Индиане.
Они посетили Терре-Хот,
Варшаву, Блумингтон,
Салливан – все эти
небольшие городки, где
прошло детство и юность
писателя.
Возвратившись осенью из
путешествия по Индиане,
писатель с нетерпением
ожидал издания нового
романа. В
октябре 1915 года
«Гений» был выпущен в свет
издательством «Джон Лейн
компани». Критика
встретила роман негативно,
книга почти не
раскупалась.
В январе 1916 года Драйзер
заболел. Он решает на
время уехать в южные штаты
и 26 января отправляется в
город Саванну (штат
Джорджия). Долгие прогулки
вдоль реки, горячие
лечебные ванны благотворно
сказываются на здоровье
писателя: здесь он
заканчивает книгу путевых
заметок «Каникулы уроженца
Индианы» и продолжает
работать над романом
«Оплот».
В начале апреля 1916 года
Драйзер возвращается в
Нью-Йорк и погружается в
обычную для него жизнь:
передает для ознакомления
законченный им первый том
своей автобиографии,
продолжает собирать
материал для
«Оплота».
В
июле 1916 года
«нью-йоркское общество
борьбы с пороком»
запретило дальнейшее
распространение «Гения»,
как «богохульного и
непристойного
произведения». Роман
перестали издавать
(читайте подробнее в
разделе
«Библиография»).
Писатель с друзьями
начинает борьбу против
этого решения, однако к
видимым результатам это не
приводит. Далее Драйзер
писать романы уже не мог,
поскольку все они были бы
запрещены.
1916 год сложился для
Драйзера крайне неудачно.
Летом его покинула Кира
Маркхам, которая вступила
в экспериментальный театр
городка Провинстаун. В том
же году умерло двое
близких друзей писателя –
Гарри Лион и Бен Додж.
Финансовое положение было
крайне тяжелым. Но все же
главной заботой Драйзера
была невозможность писать
произведения, восстающие
против окружающей
морали.
Свои выступления в защиту
«Гения» Драйзер собирает в
большую статью «Жизнь,
искусство и Америка»,
которая была напечатана в
феврале 1917 года.
Не имея возможности
работать в жанре романа,
писатель начинает писать
рассказы.
В июне 1917 года Драйзер
уезжает на месяц на ферму
в штате Мериленд. Там он
работает над вторым томом
автобиографии.
Возвратившись во второй
половине июля в Нью-Йорк,
он с радостью узнает, что
журнал «Сатердей ивнинг
пост» принял к печати его
рассказ «Святой Колумб и
река», а журнал
«Космополитен» - «Вторую
попытку».
Вскоро
писателя посетил
высокий бледный
человек
с
приятной улыбкой — Хорэс
Ливрайт. Вместе с Альбертом Бони он организовал
новое издательство
«Бони энд Ливрайт»
и предложил взять на себя
издание всех
произведений Драйзера. Они
предполагали начать с
переиздания «Сестры Керри» и
готовы были
вступить
в борьбу за отмену запрета
«Гения».
Предложение
было как
нельзя более
кстати. К этому
времени права на
издание различных
произведений
Драйзера
за
имели три издательства —
«Харперс», «Сепчюри»
и «Лейн». Каждое из них
исходило из своих
собственных
интересов и меньше всего
заботилось об интересах
автора. Передача всех прав
одному издателю
облегчила бы положение писателя,
предоставим ему
больший
контроль
за изданием
своих произведений.
Была еще
одна причина, по которой
предложение Ливрайта
пришлось по душе Драйзеру. В
этот период
достигнувшие
определенного положения
писатели издавали
полные
собрания своих
сочинений.
Драйзер
давно подумывал о
таком
издании, но,
имея дело с тремя фирмами,
осуществить
его
было практически
невозможно.
К тому же
нынешние издатели
Драйзера
недостаточно
рекламировали его
книги. Он за свой
собственный
счет
отпечатал 5 тысяч
рекламных листовок и
рассылал
их по всей стране. Все эти
соображения говорили в
пользу нового издательства,
но, наученный прошлым
опытом,
писатель не торопился с
решением. Для начала оп
дал
согласие на переиздание
«Сестры Керри», решив
посмотреть
на Бонни и
Ливрайта в
деле.
Писатель
продолжает писать
рассказы, большинство из
которых возвращалось
ненапечатанными.
Американские исследователи
подсчитали, что только в
1918 году рассказы и
статьи Драйзера
отвергались различными
американскими журналами не
менее 76 раз.
После
того как издательство
«Бони энд Ливрайт»
выпустило в свет новое,
шестое по счету, издание
«Сестры Керри», Драйзер
передал им свой первый
сборник рассказов.
Полученную корректуру
книги он так сильно
исправил, что Ливрайт
просил его в письме: «Ради
бога, не присылайте нам
так много исправлений…Вы
практически переписали всю
книгу».
Осенью
1918 года
на
прилавках книжных
магазинов появился сборник
рассказов Драйзера
«Освобождение». Собранные
в ней 11 рассказов были
написаны в разные годы.
Большинство из них -
автобиографичные.
В
конце марта 1919
года
появился
сборник рассказов
«Двенадцать мужчин».
Критики хвалили книгу, но
гонорары не поступили и
жить было не на
что.
11
мая 1919 года писатель
попал под автомобиль, у
него оказались сломаны два
ребра, разбита голова, он
получил ушибы, несколько
недель его правая рука не
работала.
Оправившись
после этого несчастного
случая, он едет в городок
Хантингтон погостить у
своей бывшей учительницы
Мей Калверт. Но и в ней он
не находит
единомышленника. «Я
никогда не подвергала
сомнению правдивость ваших
книг, - писала она в одном
из писем своему бывшему
ученику, - но мы наблюдаем
так много трагедий в
повседневной жизни – так
почему бы не дать нам для
чтения приятные
идеалистические
произведения ».
Возвратившись
в Нью-Йорк, Драйзер сразу
же погрузился в
многочисленные хлопоты:
продолжал работать над
сборником «Бей, барабан!»,
вел переговоры с
издателями, тщетно пытался
заработать, продав
оригиналы двух своих
романов.
«Как
я слышал, Драйзер
находится в чертовски
тяжелом положении, - писал
в августе 1919 года
Менкен. – Его «Двенадцать
мужчин» расходятся
недостаточно быстро, чтобы
он мог жить на доход от их
продажи, и у него нет
никаких других средств к
существованию».
|